Понедельник, 06.05.2024, 12:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Право на образование

Становление и развитие права на образование в истории России

  
 
    Образование является важнейшей составной частью жизнедеятельности любого общества. Из современных норм международного права следует, что право на образование принадлежит каждому человеку. И тем не менее его границы, способы реализации имеют свои особенности в каждой стране или регионе в зависимости от условий, в которых оно формировалось. По этой причине полное представление о праве на образование в России можно получить с учетом истории его формирования.
     Изучение документов из истории образования в России показывает, что формирование права на образование в современном его понимании зависело от четырех факторов: 1) позиции государственной власти по отношению к развитию грамотности и более высокого уровня образованности среди своих подданных; 2) отношения отдельных слоев и групп населения к получению систематических знаний; 3) материальных возможностей государства в развитии системы обучения; 4) возможностей населения по использованию шансов на получение образования.
    Отношение власти к развитию грамотности среди населения вызвано прежде всего потребностями развития управляемых территорий. Так, в Х-ХI вв. княжеская власть Древней Руси стремилась к налаживанию регулярной системы государственного управления и к развитию дипломатических отношений с другими государствами. Это требовало распространения не только элементарной грамотности (чтение, письмо, счет), но и знаний более высокого уровня - философских и религиозных сочинений; научных трактатов греческих, римских, византийских, арабских, западноевропейских и других авторов а также изучения иностранных языков для выполнения дипломатических функций.
    Началом становления школы как социального института принято считать 988 год, поскольку в летописях отмечается, что именно в этот период князь Владимир посылал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в учение книжное» . В летописях также упоминается, что князь Владимир «посеял книжное слово в сердце верных людей». Сам термин «школа» в отечественном лексиконе впервые упоминается в летописях 1382 года. [1]
    Центрами образования в феодальной Руси были монастыри. Первые училища и школы появились именно при монастырях.
    Однако колоссальный урон образованию на Руси нанесло опустошительное татаро-монгольское нашествие. Были уничтожены библиотеки, разграблены монастыри, прекратили образовательную деятельность училища и школы.
    Оживление образования начинается с середины ХV века. По сведениям В.О. Ключевского [2], в это время на Руси существовало до двухсот монастырей. Которые и были центрами возрождения грамотности. Стали создаваться в это период городские и сельские училища.
    К середине XVI столетия общественный уклад России приобрел все черты развитого церковно-государственного устройства. Православие и образование в России были слиты в единое целое. Священник отвечал не только за нравственное состояние прихожан - он обучал их и грамоте. От православия пошло и русское образование, и воспитание.
    В ХIV-ХVI веках появилось индивидуальное обучение, которое вели «мастера грамоты». Собирая до 10 учеников, мастера создавали «школы грамоты». Чаще всего в роли «мастеров» выступали священники. Как правило обучение начиналось с 7 лет и продолжалось два года. Весь материал усваивался в школе, домашних заданий не было.
    В ХV-ХVII вв. образование на Руси приобретает все признаки государственной профессиональной школы. Это дает основание ряду исследователей прийти к выводу, что грамотность к тому времени получила достаточно широкое распространение. «Устойчивое представление о том, что допетровская Русь была полудикой, малограмотной, необразованной, не соответствует действительности. Данные, полученные отечественными историками, показывают, что в ХV-ХVII вв. грамотность среди монахов составила 75%, землевладельцев - 50%, посадских - 20%, крестьян - 15%» [3].
    Важно отметить, что до середины XVII столетия система образования не носила сословного характера.
   С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В это время произошли и важные изменения в методике обучения.
    В XVIII в. Петр I среди прочих реформ, приступил и к реформам в области образования, обратив особое внимание на создание светских школ по подготовке необходимых стране специалистов. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами, преподавателей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия, открытая ещё в 1687 году. Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ  [4].
    Специальные школы, созданные по указам Петра I, в основном, предназначались для детей из семей господствующих классов, которые после их окончания занимали должности в военных и гражданских ведомствах. Петр мечтал о создании единой внесословной системы образования. На деле созданная им система оказалась и не единой (профессиональная школа – духовная школа), и не внесословной. Не ставилась и задача общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования. Но эта система сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Кроме того, именно при Петре, в 1714 году, образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян), однако системы образования в этот период в России еще не существовало, как и не было образования для народа, т.е. подлинно народной школы.
    Первые попытки создать систему образования, сделанные в 80-е годы XVIII в., вызваны были ростом социально экономического развития страны, возвышением производства и торговли, заметным увеличением числа городов. В этот период начинают открываться новые учебные заведения: общеобразовательные школы трёх типов – малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, русская грамматика. Обучение объявлялось совместным для мальчиков и девочек и бесплатным .
     За 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек. К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. [5]
     С начала XIX в. и до начала XX в. система образования в России продолжала поступательно развиваться.
     Уже в 1801 г. создается единое ведомство — Министерство народного просвещения. Создается также система главных и малых народных училищ. Расширяется сеть высших учебных заведений. В 1864 году было принято «Положение о начальных училищах», утвердившее общедоступность и внесословность начального образования.
     На рубеже XIX-XX столетий общее количество школ в России увеличилось примерно в 17,5 раз, а число учащихся в них - в 2,5 раза (в 1915 г. оно превысило 9,5 млн.). Еще быстрее заполнялись с конца XIX в. аудитории высших учебных заведений. В особенности это касается периодов промышленного подъема, когда общая численность контингента студентов увеличивалась примерно на 15% в год, общая же численность учащихся высших учебных заведений в России в этот период возросла в 3,5-4 раза.[6]
     Необходимо, однако, отметить, что накануне октябрьских событий 1917 г. Россия значительно отставала по уровню грамотности от развитых западно-европейских стран. По данным на 1913 г. четыре пятых детей школьного возраста не имели возможности получить образование. В стране большие массы людей были безграмотны. В сравнении с 1926 г. процент грамотных в возрасте 9-49 лет составлял лишь 57%. [7]
     Таким образом, в Российской Империи не было всеобщего права на образование и причиной тому были не только его сословная ориентация, но и ограничения на образование по признакам пола, национальности, вероисповедания. Так, например, плата за подготовительные курсы для поступления в высшие учебные заведения для лиц еврейской национальности взималась в двойном размере.
    
 
    Приход к власти большевиков в октябре 1917 г стал началом коренной перестройки всей государственной и общественной жизни России, в которой особенно важное значение приобрело народное образование, которое подверглось значительным преобразованиям. В качестве основных принципов новой образовательной политики провозглашались введение в короткий срок всеобщего обязательного бесплатного обучения, организация единой светской школы, обеспечение народного образования бюджетными средствами, введение в стране всеобщей грамотности. Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования, распространение обучения на национальных языках. Декретом СНК от 21 января 1918 г. церковь отделяется от государства и школа от церкви, объявляется свобода совести, отменяются всякие привилегии и ограничения, связанные с религиозным вероисповеданием. Была упразднена существовавшая система управления образованием. Постановлением Наркомпроса в мае 1918 г. стало осуществляться совместное обучение мальчиков и девочек, было покончено с неравенством мужского и женского образования. Таким образом был сделан первый шаг на пути к осуществлению всеобщего обязательного обучения.
     В дальнейшем был принят целый ряд основополагающих документов, на долгие годы определивших основные черты отечественного образования. Однако то, что было потенциально заложено в этих важнейших документах о школе, перекрывалось социалистическим, классовым и партийным подходом к делу народного образования, проведённые на ранних этапах существования советской власти ультрарадикальные реформы отечественного образования наряду с положительными моментами зачастую имели и отрицательные стороны: образование стало ярко идеологически окрашенным, был предпринят целый ряд ошибочных экспериментов (бригадное обучение в школах, создание т.н. рабфаков ускоренно и халтурно готовивших детей рабочих и крестьян, не имевших законченного среднего образования, к поступлению в высшие учебные заведения, создание коммунистических университетов и институтов красной профессуры для подготовки преподавателей и т.п.) которые нанесли значительный ущерб традициям отечественного образования. Кроме того надо учитывать, что доступ к образованию, особенно высшему для выходцев из т.н. «нетрудовых» сословий был крайне затруднён. Для них не только право на образование не было гарантировано, но и как показала история, у них всегда стояли под вопросом даже права на жизнь и свободу.
     В последующие годы, в учебных заведениях произошел частичный возврат к прежнему положению: вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль, образование было подвергнуто унификации и жесткой регламентации. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники, запрещены любые эксперименты и творческий поиск. Школьники получили традиционный учебный план, напоминавший старую дореволюционную гимназию. Цель высшего образования больше не состояла в том, чтобы дать просто техническое, профессиональное и политическое образование. Оно должно было передавать широкий багаж культуры, так как страна нуждалась в культурных, всесторонне образованных кадрах. Ограничения на прием студентов по социальному происхождению фактически были сняты.
     Что касается Конституционно – правовой регламентации права на образование в СССР, то оно было закреплено во всех советских конституциях, наряду с Конституцией 1918 года, которая в ст. 17 гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, РСФСР ставит своею задачею предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное и всестороннее бесплатное образование» [8], Конституция СССР 1936 года, в статье 121 декларировала: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся» [9]. 45-ая статья Конституции 1977 года дополняет и обновляет данное положение соответственно времени принятия Основного Закона. Наряду с подтверждением ранее провозглашенного принципа бесплатности образования всех уровней определяется более высокая ступень обязательного образования: «Это право обеспечивается осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством» [10]. Можно констатировать, что в советском государстве право на получение образования являлось неотъемлемой, конституционно закрепленной категорией правового статуса личности.
      Необходимо однако, отметить, что в советское время наряду с большими возможностями на получение образования в разное время существовали нормы, связанные с ограничением доступа к образованию для тех или иных категорий граждан. Если в послереволюционный период эти ограничения касались в основном т.н. «нетрудовых» классов, то в последующем ряд постоянных или временных ограничений касался так же и трудящихся.
      Так, например, при поступлении в вузы отдавалось предпочтение абитуриентам, имевшим двухлетний стаж работы на производстве или отслужившим в рядах Вооруженных сил.
      Кроме того, по мнению Е.Д. Волоховой [11], в СССР фактически отсутствовала возможность обучающегося (либо его законных представителей) выбрать то или иное учебное заведение: все дети должны были поступать в один и тот же тип школы по месту жительства и начинать свое образование одинаково. Что касается вузов и техникумов, то выбор здесь был в том смысле, что под воздействием тех или иных факторов абитуриент сам решал, кем быть (если имелось желание и возможность продолжать обучение). Если же принять во внимание, что обучение каждой специальности проходило во всех заведениях по единым программам (за редким исключением), то этим выбор и заканчивался.
      Нельзя не указать еще на одно ограничение права на образование в советское время. Дело в том, что в СССР действовало неукоснительное правило: выпускники вузов и техникумов должны отработать в местах, указанных при распределении.
     Еще в Инструкции НКТ СССР № 804 от 4 октября 1930 г. «Об обязанности отработки и условиях труда молодых специалистов» (п. 30) предусматривалось, что «специалист, который без уважительной причины отказался или уклонился от работы в порядке настоящей инструкции, привлекается к ответственности в установленном порядке. Спустя некоторое время на этот же счет принято постановление ЦИК и СНК СССР от 15 сентября 1933 г. «Об улучшении использования молодых специалистов», В нем предусмотрено, что «Все оканчивающие высшие учебные заведения и техникумы молодые специалисты обязаны, как обучавшиеся за счет государства, проработать в течение пяти лет» [12]. Такие постановления принимались систематически (см., например, постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 4 марта 1938 г. «О распределении окончивших высшие учебные заведения в IV квартале 1937 года», постановление Совета Министров и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г., постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1964 г.) [13].
      Безусловно, общество заинтересовано в том, чтобы обученные кадры трудились по специальности. Но делать это надо таким образом, чтобы молодые специалисты принимали решения добровольно, а не под угрозой применения наказания. С точки зрения естественных прав и свобод человека такие действия государства автору данной работы представляются неправомерными.
      Таким образом, рассматривая особенности развития права на образование в нашей стране в годы существования советского строя, следует признать, что в СССР существовала достаточно жесткая система государственного управления образованием. Строгие требования предъявлялись и к содержанию учебных планов, программ самих преподаваемых курсов. Для советского образования был характерен авторитарный характер отношений между преподавателем и обучаемыми и вообще – всего учебного процесса, преследовалось всякое инакомыслие.
      Необходимо, однако, отметить, что в отличие от стран Запада и от дореволюционной России, для которых характерно существование «школы двух коридоров» (школы для элиты и школы для народа), в СССР была создана общая бессословная бесплатная средняя школа, после окончания которой каждый выпускник имел право сдавать экзамены в вуз. Система поступления, за известными исключениями конечно, строилась так, чтобы единственным критерием были соответствующие способности, государство боролось и с тенденцией «элитаризации образования». Помимо этого, система олимпиад, заочных школ при вузах позволяла обнаруживать юные таланты еще на школьной скамье, из каких бы социальных слоев они ни происходили, и способствовать их поступлению в вуз. Всё это, безусловно, способствовало лучшей реализации гражданами конституционного права на образование, которое понималось как «установленное государством в интересах всего народа право на получение бесплатно определенной суммы знаний, умений и навыков, на подготовку и постоянное совершенствование участия граждан сфере трудовой деятельности, в управлении делами общества и государства, а также коммунистического нравственного и духовного воспитания, которое обеспечивается общественным строем»[14], гарантировало его защищённость.
     
 
      Что касается развития права на образование в постсоветский период, то можно отметить, что отношение российского государства к естественным правам человека радикально изменилось после распада СССР.
      В 1993 году была принята новая Конституция РФ [15], статья 2 которой гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Как и все основные права и свободы человека, право на образование, в соответствии с действующей Конституцией РФ (ч. 2 ст. 17) является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения.
      Статья 43 Конституции РФ, следуя международному праву, отдельно выделяет право на образование как элемент конституционного статуса человека. Указанной статьёй гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
     Ст. 2 Закона РФ «Об образовании» [16] определяет принципы государственной политики Российской Федерации в области образования. К таким принципам относятся: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
      Закон РФ «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на: уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений.
     Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование [17].
     Анализируя современное состояния образования, можно отметить, что в современной России, безусловно, преодолены многие пороки и недостатки, присущие советскому образованию, отсутствуют те ограничения права на образование, о которых было сказано выше. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что перед современным российским образованием стоят не менее сложные проблемы, не способствующие лучшей реализации права граждан на образование: это и недостаточное финансирование, бюрократизм, коррупция, падение качества образования, его «элитаризация», снижающая доступность образования для большинства населения. Причинами такого положения, по нашему мнению, являются как трудности в экономике и политической жизни современной России, так и несовершенство действующего образовательного законодательства.
     Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что наша страна имеет давнюю традицию правового регулирования права на образование, в том числе конституционное закрепление данного важнейшего права личности.
    Необходимо также отметить, что в разные времена понятие и содержание права на образование в нашей стране трактовалось неоднозначно. На протяжении всей истории России для различных групп населения со стороны государства существовали ограничения права на образование часто затрудняющие, либо приводящие к полной невозможности реализации этого права.
    Человек обладает всеми основными правами, в том числе и правом на образование изначально, просто потому, что он — человек. Образование и самосовершенствование являются естественным состоянием человека, условием его полноценного существования в обществе.
    Соответственно право на образование, базирующееся на свободе образования, «настолько же естественно, как и право жить» [18].
     Таким образом, право на образование как свобода существует помимо государственной воли. Оно может быть (и должно быть) признано государством и обеспечено государственными гарантиями, но государство не может предоставить или даровать это право своим гражданам, потому что они изначально данным правом обладают. По этой же причине государство не может иметь монополию на образование.
 
[1]Андреев А.Л. Российское образование: Социально-исторические контексты. - М.: Прогресс, 2008. – с. 355.
[2] См. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М.: ACT, 2003.- с. 34.
[3] Жуков В.И. Российской образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Проспект, 2001. - С.79.
[4] Андреев А.Л. Российское образование: Социально-исторические контексты. - М.: Прогресс, 2008. – с. 400.
[5] Липник В.Н. Школьные реформы в России. Библиотечка журнала «Вестник образования». - 2002, № 8.
[6] Липник В.Н. Школьные реформы в России. Библиотечка журнала «Вестник образования». - 2002, № 8.
[7] Там же. с. 30 - 35.
[8] Чистяков О.И. История отечественного государства и права в 2-х ч. - М.: Юристъ, 2000. – ч. 2, с. 355.
[9] Там же – ч. 2, с. 410.
[10] Чистяков О.И. История отечественного государства и права в 2-х ч. - М.: Юристъ, 2000. – ч. 2, с. 460.
[11] См. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография. - М.: Готика, 2004. - с. 30-31.
[12] Миронов В.Б. Век образования. - М., 1990. - с. 145.
[13] Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. - М., 2001. - с. 239.
[14] Дольникова Л. А. Конституционное право на образование советских граждан: автореф.дис.к.ю.н. - Саратов, 1984. - с.6.
[15] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета, № 7, от 21.01.2009.
[16] Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 03.12.2011). – М.: ТК Велби, 2011.
[17] Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография. - М.: Готика, 2004. - с. 35.
[18] Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 2000. - С. 551.
 
                                              назад         вперёд
Меню сайта