Понедельник, 06.05.2024, 02:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Право на образование

Понятие, юридическая природа и содержание конституционного права на образование

 
 
     Система ценностных ориентиров современного общества определяется представлением о правах человека, то есть о совокупности фундаментальных или основных прав, принадлежащих каждому от рождения.
      Права человека — это его собственность, важнейшее достояние. Они выражают его жизненные потребности, а также отношения с другими людьми, обществом и государством, благодаря которым человек получает наибольшую свободу и возможность саморазвития. [1]
     Права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений, способов бытия индивида. Права человека органично вплетены в общественные отношения, они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. [2]
     Конституционное признание права на образование как одного из основных прав человека является существенной характеристикой современного российского законодательства. Закрепив это право в ст.43, Конституция РФ 1993 года ввела его в качестве элемента в конституционный статус личности, придала ему исходное значение, послужила основой для создания национального образовательного законодательства, призванного конкретизировать положения ст.43 Конституции РФ, гарантии и порядок их реализации, а также способы защиты.
     Анализ теоретических источников показывает, что термин «образование» трактуется в литературе неоднозначно. Это связано с тем, что исследованием вопросов образования занимается ряд наук (педагогика, психология, социология, юриспруденция, экономика, философия и др.). При этом каждая из наук рассматривает «образование» со своих позиций, соответствующих предмету данной науки.
      Например, в «Большой Советской Энциклопедии» дается следующее определение: «Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков... Основной путь получения образования - обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности». [3] Таким образом, с общепринятых позиций под образованием понимается процесс приобретения знаний, причем не только через обучение в специализированных учебных заведениях и самообразование, но и через общественную деятельность индивида. На взгляд автора данной работы такое широкое толкование образования не может способствовать устранению юридических неточностей.
     В психологии образование часто определяется не столько как процесс приобретения систематизированных знаний, сколько как результат процесса обучения, как «совокупность систематизированных знаний и связанных с ними навыков и умений, определяющая социальную и духовную зрелость личности». [4] Это определение также не может быть взято за основу при определении правового статуса гражданина, поскольку зависит не столько от правовых возможностей, сколько от индивидуальных особенностей человека.
    В педагогике под образованием помимо общепринятого определения, встречающегося в «Большой Советской Энциклопедии», понимают профессиональную деятельность по обучению и воспитанию, имеющую целью формирование определенного типа личности. [5] Однако право на образование, являясь конституционным, охватывает все слои населения, а не только педагогов, поэтому данное определение для юридической науки также не может быть взято за основу.
     В экономике под образованием часто понимается совокупность образовательно-воспитательных учреждений, характеризующаяся как самостоятельная экономическая система. [6]
     В социологии образование нередко определяется как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы людей, другим людям. [7] При этом, по мнению ряда социологов, образованию во всем мире присущи следующие черты: а) образование навязывает определенные культурные ценности, в частности, стремление к конкуренции и уважение к власти; б) для передачи таких ценностей нужны формальные организации; в) весь процесс обучения направлен на социализацию людей учащихся; г) содержание образования иногда может вступать в конфликт с интересами учащихся. [8]
     Е.Д. Волохова характеризует образование как процесс, в ходе которого «происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно- исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Это необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры». [9] Как видно из высказывания, Е.Д. Волохова трактует образование очень широко. Представляется, что такое определение, хотя и верно в принципе, не может быть базовым в юриспруденции, поскольку оперирует весьма общими категориями.
     Л.А. Дольникова, исследуя юридическую природу конституционного права на образование в СССР, под образованием понимает «процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». [10]
    Как следует из вышеизложенного, в своей работе Л.А. Дольникова практически дублирует определение, приводимое в Большой Советской Энциклопедии. Однако, на взгляд автора данной работы, оно не совсем точно с юридических позиций.
     В связи с этим представляется целесообразным толкование термина «образование» на основе действующего законодательства в исследуемой сфере. Это понятие определено в преамбуле Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании»). В соответствии с указанной нормой образование представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При этом под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Именно данное определение более всего подходит для целей юридической науки и правового регулирования. Во-первых, оно определяет образование как целенаправленный процесс, осуществление которого может в принципе гарантироваться и регулироваться государством. Во-вторых, оно вводит юридические критерии качества осуществления этого процесса - достижение установленного государством ценза. В-третьих, это определение не ограничивает процесс образования обязательным обучением в специализированном учреждении, однако в качестве основного условия ставит достижение человеком определенного образовательного уровня, что сообразуется с появлением в современной России новых форм обучения.
     Исходя из естественного характера права на образование, можно определить следующие его свойства. Оно является неотъемлемым, неотчуждаемым правом. Это подразумевает, что человек обладает правом на образование независимо от того, как это право интерпретировано в международном и национальном законодательстве. Человек не может передать это право обществу, государству, другому человеку или группе людей ни по договору, ни в силу закона, ни по какому другому основанию. Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» признают, что право на образование не даруется личности государством, а, следовательно, не может быть ограничено или отобрано. Государство всецело принимает на себя обязательство признания данного права и обеспечения условий для его беспрепятственной реализации, путём создания механизма реализации данного права, который включает в себя систему образования и нормативную правовую базу.
   
 
 
     Так, право на образование, как вполне правомерно отмечают исследователи, нуждается в государственном обеспечении. [11] Во-первых, потому, что право на образование является в основном декларацией, идеалом, особым юридически «слабым» правом публичного порядка, требующим правовой конкретизации, развернутой юридической регламентации, во многом зависимой от переменных величин: уровня развития экономики, социальной сферы, культуры данного общества, политики государства. Во-вторых, право на образование в практическом применении, коль скоро не выражено в конкретных юридических отношениях, защищаемых судом, ставит человека в зависимость от органов власти, должностных лиц, чиновников, от их усмотрения. И в силу всего вышеизложенного право на образование изначально лишено тех необходимых свойств, которые бы позволили рассматривать его в качестве естественного права, права первого поколения.
    Индивидуальное право каждого на образование осуществляется в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими религиозными, философскими, идеологическими взглядами и убеждениями.
Анализируя юридическую сущность права на образование сквозь призму классификации прав и свобод в соответствии с выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых они возникают и реализуются, можно отметить, что конституционное право на образование обладает свойствами, позволяющими отнести его к социальным, экономическим и к культурным правам. В связи с этим, можно констатировать отсутствие единого мнения о месте права на образование в системе прав и свобод личности.
     По нашему мнению, право на образование относиться к группе социально- экономических прав, поскольку уровень образования во многом определяет социальный статус, степень социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования является достижением социально-экономического развития общества. 
     Право на образование часто связывают с другим конституционным правом личности - правом на труд, поскольку оно делает возможным доступ к трудовой деятельности и к занятию определенных должностей. Именно в этом происходит юридическое объединение права на образование с правом на труд.
     Право на образование непосредственно или косвенно связано с такими свободами, как свобода слова, свобода мысли, свобода совести и т.п., ведь речь идет о праве думать независимо, иметь свой взгляд на мир, собственные убеждения, излагать их и отстаивать. Осознать и оценить окружающую действительность, определить свое место в ней человек может только через процесс познания, который происходит в рамках образовательной системы. Также очевидна связь права на образование и свободы литературного, научного, технического и других видов творчества.
    Несмотря на то, что право на образование закреплено в нормах международного права, Конституции Российской Федерации оно является небезграничным и имеет определенные пределы.
    
 
      Вопрос об ограничении прав и свобод человека со стороны властных институтов, и, прежде всего, государственных, всегда был и остается одним из самых актуальных в политико-правовом отношении на протяжении всей человеческой цивилизации.
Анализируя понятие «ограничение прав», необходимо отметить, что в самом общем виде оно представляет собой обусловленное объективно-субъективными факторами, преследующее определенные цели, исключение, либо сужение объема и содержания прав человека.
     Что же касается целей ограничения прав и свобод, то в Конституции РФ [12] целями ограничений являются: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч.З ст.55).
     Таким образом, можно сделать следующий вывод: главной целью ограничений является охрана основных ценностей в обществе, к которым относятся жизнь, свобода, достоинство и т.д.
    Любое ограничение должно иметь свои пределы. Интересный для анализа момент содержится в статье Е.Д. Волоховой «Понятие и содержание конституционного права на образование», в которой рассматривается проблема пределов ограничения права на образование. Так, автор статьи выделяет такие естественные пределы ограничения права на образование, как психофизиологические ограничения человека, ограничения, обусловленные его возрастом, состоянием здоровья, ранее накопленный объем знаний, что позволяет предоставить обучающемуся ограниченный объем знаний и умений и т.п. Все перечисленные пределы ограничений относятся автором к праву на образование, при этом подчеркивается, что все эти ограничения имеют «естественные пределы». [13]  Однако, следуя этой логике, к таким пределам можно с очевидностью отнести физические, умственные и иные возможности и способности человека, окружающие его социальные условия, временные рамки его бытия и т.п. Тогда, продолжая рассуждать можно предположить, что существуют и искусственные пределы ограничений прав и свобод человека, которые могут устанавливаться субъектом позитивного нормотворчества.
      Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Право на образование в объективном значении - система правовых норм (правовой институт), регулирующий общественные отношения, связанные с обеспечением гражданам возможности получения образования.
     В субъективном смысле конституционное право человека и гражданина на образование относится к числу субъективных прав личности. Конституционное право на образование в субъективном смысле - реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах, и в интересах всего общества.
     Юридическая природа права на образование характеризуется отнесением права на образование к основным конституционным правам человека и гражданина и его специфическим содержанием. В общей системе основных прав и свобод право на образование занимает главенствующее место в группе социально-экономических прав, являясь своеобразным ядром и одним из важнейших условий, необходимой предпосылкой для осуществления многих других конституционных прав. По своей природе конституционное право на образование является субъективном правом, со всеми присущими ему признаками, а также и со своими особыми специфическими чертами, раскрывающимися в его содержании и реализации. Содержание конституционного права на образование вытекает из статей 43, 44, 26 Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании», ст. 26 Всеобщей Декларации прав человека, ст. 13 и 14 Международного Пакта об экономических» социальных и культурных правах. Анализ этих норм позволяет определить структуру конституционного права человека и гражданина на образование и выделить следующие элементы: право на получение образования каждым; право на получение различных уровней образования; установление не только права, но и обязанности получения основного общего образования; право на получение образования в различных формах; свобода и плюрализм в образовании; право на свободный выбор языка обучения; приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей.
     В одной и той же сфере общественных отношений человек может осуществлять несколько прав. И наоборот - одно и то же право человека может проявляться в нескольких сферах жизнедеятельности общества. В сфере образования реализуются экономические, социальные права личности. Право на образование, в свою очередь, затрагивает политическую, экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества.
 
[1] Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарного знания.- 2002. - №3. - с. 79.
[2] Общая теория прав человека. Учеб.пособие / отв. ред. Е.А. Лукашова. М.: Владос , 1996. - с.30.
[3] Большая Советская Энциклопедия. М: изд-во БСЭ, 1974. - т. 18. - с. 641.
[4] Педагогическая энциклопедия. М.: Педагогика,1989. - т.3. - с.141.
[5] Сластёнин А.Н. Педагогика. Учебник.
[6] Клочков A.B. Система народного образования как фактор всестороннего развития личности. Куйбышев, 1992,- с.17.
[7] Смелзер Н. Социология: Учебное пособие. М., 1994.- с.427.
[8] Шкатулла В.И., Смолин О.Н., Широкобоков С.М., Утенков В.М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. М., 1999. - с.3-6.
[9] Волохова Е Д. Понятие и содержание конституционного права на образование // Право и образование. 2002.- №3. - с 22-32.
[10] Дольникова Л.А. Конституционное право на образование советских граждан: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1984. - с.37.
[11] Кузьмин А.И., Бадина A.A. Социальное прогнозирование в сфере образования // Современные формы и методы обучения праву юристов, государственных и муниципальных служащих: Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-методической конференции. Екатеринбург, 1-3 февраля 2005 г. - Екатеринбург, 2005.- С.25-26.
[12] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета, № 7, от 21.01.2009.
[13] Волохова Е.Д. Понятие и содержание конституционного права на образование // Право и образование. - 2002. - №3. - с.26.
 
 
                                                                       
                                            назад             вперёд

Меню сайта