Понедельник, 06.05.2024, 07:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Право на образование

Механизм реализации права на образование в России

    
 
 
     Право на образование в единстве с другими правами и свободами человека существует до формирования системы права и независимо от государства. Государство лишь признает право на образование и обязано принять все меры к тому, чтобы каждый мог этим правом воспользоваться. Поэтому государство должно создать правовой механизм, действие которого обеспечивает реализацию права на образование.
     Как утверждает в своей работе Калпинская O.E. механизм реализации права на образование представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных, организационных и инструментальных институтов, при помощи которых устанавливаются правила, регламентирующие поведение субъектов образовательной деятельности, определяются пути преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, закрепляются меры и процедуры юридической ответственности за неисполнение и нарушение предписаний образовательного законодательства. [1]
     Волохова Е.Д. считает, что реализация права - это перевод естественно- правовых представлений в позитивную систему норм. [2]
     По нашему мнению, успешная деятельность государства, его органов по правовому регулированию общественных отношений, в том числе в сфере реализации права на образование, предполагает не только правильное осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств.
    Механизм правового регулирования реализации права на образование выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. [3]
     При этом правовое регулирование реализации права на образование представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования. Правовое регулирование реализации права на образование включает в себя следующие стадии:
1) издание нормы образовательного права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);
2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей при реализации права на образование;
3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения, то есть в реализации права на образование;
4) применение нормы образовательного права.
     Акт реализации права на образование представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава. [4] Так, для осуществления права на поступление в средние и высшие профессиональные учебные заведения акт применения (например, приказ ректора или директора образовательного учреждения о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, то есть когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.
     Как носитель конституционных прав гражданин, в процессе их реализации выполняет следующие последовательные действия: принятие решения о конкретных путях и средствах претворения в жизнь конституционного права; организация исполнения принятого решения; само исполнение этого решения. 
     Таким образом, реализация права на образование представляет собой процесс, состоящий из трех стадий:
1) уяснение права;
2) формирование воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право;
3) вступление в конкретное правоотношение.
   Описывая механизм реализации конституционных прав человека и гражданина, В. О. Лучин упоминает такие обязательные элементы, как «разнообразные социальные и юридические факторы, формы, способы и условия осуществления конституционных норм в соответствии с демократическими процедурами, принципами законности и социальной справедливости». [5]
    Закон Российской Федерации «Об образовании» [6] очерчивает механизм реализации права на образование. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 этого закона механизм реализации права на образование состоит из федеральной программы развития образования, и на основании статьи 2, принципов государственной политики в области образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания соответствующей системы образования, которая представляет собой совокупность: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием, подведомственных им учреждений и организаций.
   
 
   Для реализации конституционного права на образование необходимо наличие в обществе и государстве специальных условий, позволяющих использовать данное право. Реально удовлетворить свое право на получение образования человек сможет только в том случае, если государство и общество создают и поддерживают специальную образовательную систему. Такую образовательную систему образуют государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения.
    Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основными типами этих учреждений согласно законодательству об образовании являются дошкольные учреждения, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. [7]
  В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (учреждаемые частными лицами, а так же различными организациями).
    Важной составной частью права на образование является положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. 
   Формы получения образования могут быть разные. Законодательство (ст.10 Закона «Об образовании») предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также форму семейного образования, самообразование и экстернат. Право выбора конкретной формы получения образования предоставляется гражданину.
   Совокупность образовательных уровней определяет иерархию всей системы образования, которая наряду с соответствующими социально-экономическими условиями играет роль обеспечительного фактора права граждан на образование.
    
    
     Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, а иногда и для необходимой коррекции нарушений в развитии ребенка в помощь семье в России действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников: детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании: центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
    Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Эта ступень образования призвана обеспечить воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление ребенка дошкольного возраста на основе поддержки его индивидуальности, уважении интересов и потребностей ребенка, развития его творческих способностей. [8]
    Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Порядок получения общего образования регламентирован ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании». [9]
    Установление конкретного возраста начала и продолжительности обучения ребенка на каждой ступени образования Закон возлагает на устав образовательного учреждения. Поэтому в Законе установлены лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня.
    Существующая практика показывает, что формы образовательных учебных заведений могут быть самыми разными: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т. п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего большинства детей и молодежи является общеобразовательная школа.
    Начальное образование, как отмечается в Типовом положении об общеобразовательном учреждении [10], является базой для получения основного общего образования. У ребенка есть право освоить программу начального общего образования или в школе первой ступени, или в семье согласно ч. 1 ст. 10 закона РФ «Об образовании». [11] Это право включает и право выбора возраста, с которого ребенок может осваивать эту программу. 
    Основное общее образование дается в школе второй ступени или в семье. Эта школа обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования их личности, а также склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное школьное образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
    Обязательность получения каждым основного общего образования относится к конституционным обязанностям граждан в сфере образования. Лицу, получившему такое образование (при успешном окончании учебного заведения), выдается документ государственного образца об уровне образования. Этот документ является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования .
   Среднее (полное) общее образование, или школа третьей ступени, является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, который обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ среднего полного (общего) образования, развитие у них устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
     Завершается получение среднего (полного) общего образования выдачей документа государственного образца об уровне образования.
    Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального (по сокращенным учебным программам) и высшего профессионального образования.
   Государство гарантирует гражданам общедоступность начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. [12]
    Данный вид образования имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе, основного общего образования и может базироваться на среднем (полном) общем образовании по отдельным профессиям. Завершается такое образование итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о получении начального профессионального образования.
    Начальное профессиональное образование может быть получено в учреждениях начального профессионального образования, профессионально- технических и иных училищах данного уровня.
    Среднее профессиональное образование осуществляется в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования; завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Законом также предусмотрено, что среднее профессиональное образование может быть получено на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования при наличии у него соответствующей лицензии. [13] Структура среднего профессионального образования включает в себя два образовательных уровня: базовый и повышенный.
     Согласно п. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации [14] каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Положения, закрепленные в данной статье, реализуются в значительной мере через Закон РФ «Об образовании», а также через Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». [15]
    Высшее профессиональное образование - процесс освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования, овладение которой необходимо для выполнения вы­сококвалифицированного, преимущественно умственного, труда в различных областях народного хозяйства и дает право заниматься соответствующим трудом - при условии освоения образовательной программы в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. [16]
    В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего профессионального образования:
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр».
    Статья 9 Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [17] определила следующие виды высших учебных заведений, существующие в России: университет, академия, институт.
    Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации и включается в его наименование. Каждый вуз, независимо от организационно- правовой формы, имеет юридически закрепленную в Государственном стандарте высшего профессионального образования структуру своей образовательной программы, которая включает уровень высшего профессионального образования, получаемого студентами, и нормативные сроки его освоения.
    Что касается послевузовского профессионального образования, то оно может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, докторантуре создаваемых в высших учебных заведениях и научных учреждениях.
    Одной из основных форм подготовки в России научных и научно- педагогических кадров является аспирантура. В аспирантуру при вузах, научных учреждениях или организациях принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра, которые на конкурсной основе сдают вступительные экзамены, затем (после зачисления в аспирантуру) - кандидатский минимум и готовят диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме - четырех лет. [18]
    В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений и организаций принимаются граждане, имеющие степень кандидата наук. Докторантура представляет собой подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на ученую степень доктора наук. Срок обучения в докторантуре не может превышать трех лет. [19]
    Всестороннему удовлетворению различных образовательных потребностей граждан, общества, государства, включая непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста, способствует организация дополнительного образования в Российской Федерации .
     К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, которые могут быть реализованы как в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях), так и в образовательных учреждениях дополнительного образования (например, в музыкальных и художественных школах, школах искусств, Домах и Дворцах детского творчества, на станциях юных техников, натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии). Кроме того, дополнительное образование можно получить и посредством индивидуальной педагогической деятельности (например, в результате занятий с репетитором).
    Таким образом, подводя итог можно сказать что, проблемы образования не могут быть узковедомственными, это одна из немногих сфер; которая затрагивает права и интересы буквально каждого человека. Развитие системы образования - дело общегосударственное, более того, общенациональное. Качественное образование - это не только основа личного благополучия каждого гражданина, но и важнейший фактор правового, экономического, социального и духовного прогресса общества. Права и свободы, личности могут быть всесторонне реализованы лишь личностью образованной.
    Анализируя механизм реализации права на образование, важно отметить следующее: Механизм реализации права на образование представляет сов окупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных, организационных и инструментальных институтов, при помощи которых устанавливаются правила, регламентирующие поведение субъектов образовательной деятельности, определяются пути преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, закрепляются меры и процедуры юридической ответственности за неисполнение и нарушение предписаний образовательного законодательства.
    Реализация права на образование есть претворение в жизнь правовых норм, закрепляющих это субъективное право. Смысл реализации права на образование состоит в том, что человек пользуется благами науки и культуры, ради которых и существует данное субъективное право и также приобретает общее образование и профессиональное образование. В первом случае право на образование выступает как динамичный процесс (совершенствование), а во втором случае речь идет о достижении определенного уровня образованности. Право на образование реализуется как правило в правоотношениях, но оно может быть реализовано и вне правоотношений (например, в процессе самообразования). Отношения в сфере образования имеют качественное своеобразие вследствие того, что они определяются наличием педагогических, правовых и организационно- управленческих отношений и сочетаются с элементами правоотношений других отраслей, вследствие чего правовое регулирование положения граждан в сфере образования имеет комплексный характер.
 
[1] Калпинская O.E. Право на образование и механизм его реализация в системе МВД России.- автореферат дисс. канд. юрид. наук / О.Е. Калпинская. – Ростов-на-Дону, 2007. – с. 15
[2] Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. Монография.- М.: Готика, 2004. - с. 156
[3] Там же. 
[4] Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М .: Сентябрь, 2010. – с. 123
[5] Лучин В. О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. М.: Юридическая литература, 1993. С. 87.
[6] Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 03.12.2011). – М.: ТК Велби, 2011.
[7] Там же. 
[8] Справочник по дошкольному образованию / Авт.-сост. Е.С. Комарова. - М.: Центр, 2009. – с. 5
[9] Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 03.12.2011). – М.: ТК Велби, 2011.
[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1008 "Oб утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" // СЗ РФ от 05.12.1994, N 19, ст.2221
[11] Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 03.12.2011). – М.: ТК Велби, 2011.
[12]  Там же.
[13] Приказ Минобрнауки РФ от 09.12.2002 г. № 4304 «Об утверждении порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации. - Российская газета. - N 30. - 15.02.2003.
[14] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета, № 7, от 21.01.2009.
[15] Федеральный Закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 24.10.2007 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.6 п.7. - СЗ РФ. - 29.10.2007. - N 44.- ст. 5280.
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] Федеральный Закон от 22.08.1996г. № 125-ФЗ (ред. от 24.10.2007 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.6 п.7. - СЗ РФ. - 29.10.2007. - N 44.- ст. 5280.
[19] Там же.
 
 
                                                  назад          вперёд     

Меню сайта